Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.
Пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 2014 году в 21 субъекте Российской Федерации. Первый полномасштабный рейтинг был проведен в 2015 году. Работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах Российской Федерации. В 2016 году исследование охватило все 85 регионов России. В 2017 году в рейтинге на общих условиях приняли участие все регионы России, 51 регион продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом. В 2018 году рост в рейтинге продемонстрировали 78 регионов.
В 2019 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ состоится 7 июня на площадке Петербургского международного экономического форума.
Методология включает в себя три ключевых элемента: систему показателей, принципы сбора и обработки данных, методику расчета результатов. При разработке методологии учтен опыт существующих отечественных и международных рейтингов и иных механизмов оценки инвестиционного климата.
Система показателей Рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.
Рейтинг Рейтинг рассчитывается по 44 показателям по 4 направлениям:
Качество предоставления государственных услуг – показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, регистрация юридических лиц, выдача разрешений на строительство, выдача лицензий, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).
Вне рамок Рейтинга проводится сбор данных по 31 дополнительному показателю в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а так же для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.
Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.
Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:
Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).
Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.
Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.
Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий "Спарк-Интерфакс". Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.
Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).
Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.
Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется по критериям, описанным в гл. 5 Методологии - например, реальный опыт взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.
Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).
Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.
Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).
После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:
Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.
Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).
В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:
Также области значений всех показателей достаточно сильно различаются и после всех дополнительных преобразований для удобства восприятия все их нужно привести к одной шкале 0-100-баллов:
Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:
Обработка выбросов в исходных данных
Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных "опрос-числовые параметры". К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.
Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.
Расчет показателей
После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».
Восстановление пропущенных данных
Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.
Для расчета Рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Возможны четыре типа восстановлений: 1) по наихудшему значению для данного показателя по всем регионам, 2) по средней перцентиле данного региона по всем показателям, 3) с использованием данных по прошлому году для данной пары регион-показатель, 4) для парных показателей «среднее время – среднее количество процедур» пропущенное значение восстанавливается по наихудшему значению группы парного показателя, если оно имеется. Тип восстановления задается экспертно.
Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).
Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием
В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему. Если по показателю известны теоретические границы (т.е. минимально и максимально возможные значения), то к нему применяется преобразование
x_norm=100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),
если показатель является возрастающим , и преобразование
x_norm=100-100∙(x-x_min)/(x_max-x_min ),
если показатель является убывающим . Обычно данное преобразование применяется к показателям типа "опрос-удовлетворенность" и "экспертная оценка".
Если же по показателю теоретические границы не известны, то к нему применяется несколько иное линейное преобразование
x_norm= 100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
если показатель является возрастающим , и преобразование
x_norm= 100-100((x-minX)/(maxX-minX )∙(¯x-▁x)+▁x),
если показатель является убывающим.
Здесь minX и maxX - выборочные минимум и максимум значений показателя (по всем регионам), а ▁x и ¯x – значения оцененной функции распределения показателя в точках minX и maxX соответственно. Данное преобразование обычно применяется для показателей типа "опрос - числовые параметры" и для статистических показателей
Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).
Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.
По результатам Национального рейтинга 2018 года проведен анализ на основании собственного значения региона и динамики изменения значения показателя с 2017 до 2018 год. Регионы, в которых одновременно наблюдается и высокое значение показателя, и значимая динамика, выделены как возможные носители лучшей практики.
Распространение информации
В целях повышения информированности заявителей о процедурах, связанных с регистрацией предприятий, практикуется целый ряд мер:
Увеличение доступности услуги для граждан
Для повышения степени доступности услуг по регистрации предприятий осуществляется ряд мероприятий:
Контроль за соблюдением сроков прохождения процедур
Для соблюдения сроков процедуры регистрации предприятий управлениями ФНС осуществляются следующие виды контроля:
Мотивация и обучение сотрудников
Инструменты позитивной мотивации сотрудников
Обучение сотрудников:
Регламентирование процедур
Создание типового регионального административного регламента / методических указаний к регламенту по прохождению процедур, связанных с получением разрешения на строительство, который используется всеми муниципальными образованиями субъекта (Челябинская область, Республика Татарстан, Калужская область, Красноярский, Алтайский край):
Параллельное прохождение
Прохождение процедур получения и согласования технических условий единовременно (параллельно) со всеми ресурсоснабжающими организациями (Челябинская область):
Территориальное зонирование
Создание понятной, качественной и формализованной процедуры разработки документов территориального зонирования для всех муниципальных образований (Калужская, Челябинская области):
Типовые проекты
Использование типовой (проект повторного применения) проектной документации (например, школы, детские сады, жилые здания) (Челябинская, Калужская области):
Приоритизация
Сокращение сроков выдачи разрешения на строительство для особо важных объектов муниципального образования / субъекта Российской Федерации за счет приоритетной обработки запросов по подобным проектам (Калужская область):
Межведомственное взаимодействие и единое окно
Координация действий госструктур и сетевых организаций (электроэнергии, водоснабжения, теплоснабжения, канализации и т. д.) на этапе подготовки документов для получения разрешения на строительство с целью ускорения процессов выдачи технических условий, согласования проектов и производства работ (Калужская область):
Информационные технологии
Использование информационных технологий для ускорения административных процедур (Республика Татарстан):
Использование информационных технологий для формирования прозрачности прохождения административных процедур (Республика Татарстан):
Мотивация исполнителей
Система мотивации (позитивная и негативная) сотрудников региональных органов исполнительной власти, направленная на формирование заинтересованности в создании клиентоориентированного подхода к заявителям при реализации процедуры. (Республика Татарстан, Калужская область).
Диалог бизнеса и власти
Создание площадок (форматов) для выработки совместных решений бизнеса и власти в процессе разработки или совершенствования процедур. (Челябинская область, Республика Татарстан, Красноярский, Алтайский край, Калужская область).
Обучение
Обучение представителей бизнеса, муниципалитетов и органов государственной власти работе с системой выдачи разрешений на строительство (регламенты, процедуры, требования, эффективные механизмы взаимодействия всех участников и т. п.). (Челябинская, Калужская области).
Распространение информации:
Повышение доступности услуги для заявителей:
Регламентирование процедур
Разработка рекомендованного примерного регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям и его внедрение в электросетевых компаниях, работающих в регионе (Ульяновская, Ростовская области):
Мотивация исполнителей
Мониторинг соблюдения сетевыми организациями регламента по предоставлению услуг по подключению к электросетям (Ульяновская область):
Планирование и прогнозирование
Опережающие развитие энергосетей с целью обеспечения возможности технического подключения в сроки, установленные законодательством (Тульская область):
Синхронизация и контроль за инвестиционными политиками региональных сетевых компаний
Создание и внедрение качественного внутреннего регламента, регулирующего процесс прохождения процедур по техническому подключению (ОАО «Россети»).
Информационные технологии
Создание интернет-сайта с целью упрощения ускорения прохождения процедур по подключению к электросетям для заявителя и обеспечения их прозрачности (Томская область, ОАО «МОЭСК» (г. Москва), ОАО «СУЭНКО» (Тюменская область)):
Открытость информации
Раскрытие информации о доступных мощностях на центрах питания до 35 кВ (Томская область).
Сокращение сроков подключения к электросети для объектов с энергопринимающей мощностью не более 150 кВт (Ульяновская, Томская области).
Координация процесса подключения к электросетям для значимых инвестиционных проектов (Тульская область).
Содержание регионального законодательства об инвестициях
В субъекте Российской Федерации должен быть принят нормативный правовой акт, устанавливающий:
Добровольные ограничения прав органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, допускаемые действующим законодательством в рамках правоприменительной деятельности:
Указанные нормы могут содержаться в разных нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации прямого действия (например, регулирующих вопросы налоговой политики в отношении конкретных видов инвестиций, порядка заключения договоров с субъектами предпринимательской и инвестиционной деятельности и др.). В этом случае информация о таких нормативных правовых актах должна быть в доступной, логически связанной форме изложена на интернет-портале об инвестиционной деятельности в субъекте Российской Федерации.
Построение системы регулирования инвестиционной деятельности наиболее целесообразно по принципу «от общего к частному», который предполагает наличие двух уровней регулирования:
Отражение приоритетов в законодательстве
Определение приоритетов региона для дифференциации мер поддержки в соответствии с инвестиционной стратегией региона, например:
Установление видов поддержки и согласование набора мер поддержки с приоритетами региона.
Установление критериев отбора предприятий для получения поддержки в соответствии с приоритетами региона:
Прозрачность и доступность механизмов поддержки
Подробное описание механизмов получения поддержки:
Размещение на специализированном интернет-портале об инвестиционной деятельности набора методологических рекомендаций по применению законодательства.
Нормативная база
Принятие нормативной базы, в том числе порядка проведения экспертизы проектов нормативно-правовых актов, ее статуса, а также утверждение типовых форм заключений и проведение публичных слушаний.
Обмен опытом с другими регионами и внедрение лучших практик в части нормотворчества и проведения ОРВ.
Взаимодействие с предпринимателями
Тесное взаимодействие с предпринимателями:
Привлечение научного и экспертного сообщества
Самостоятельное проведение исследований с целью оценки влияния нормативного акта на интересы государства, общества и предпринимателей (при условии наличия сотрудников соответствующей квалификации).
На функциональном интернет-портале должна быть возможность:
Муниципалитеты
Внедрение ОРВ на уровне муниципалитетов:
Внедрение института оценки фактического воздействия ранее принятых актов:
Сопровождение инвесторов
Осуществление сопровождения инвесторов:
Квалифицированная команда
Создание квалифицированной команды:
Продвижение региона
Участие в обеспечении функционирования интернет-портала и интерактивной карты инвестиционных площадок:
Проведение мероприятий для распространения информации о регионе и работе региональной организации по привлечению инвесторов, в частности:
Взаимодействие с муниципалитетами
Обеспечение устойчивого взаимодействия с муниципалитетами:
Правовое регулирование и государственная поддержка
Определение в региональных нормативно-правовых актах статуса и мер поддержки:
Распространение информации
Создание интернет-портала и карты объектов инвестиционной инфраструктуры региона (Ленинградская, Ульяновская, Ростовская области).
Услуги индустриальных парков
Оказание следующих видов услуг для резидентов индустриальных парков:
Распространение информации
Использование СМИ для распространения информации о способах подачи заявления на регистрацию, правилах подготовки документов.
Подготовка и распространение буклетов с материалами о процедуре регистрации прав собственности.
Консультации заявителей до приема документов на регистрацию прав собственности.
Оборудование отделений по приему документов информационными стендами, компьютерами и т. д.
Повышение доступности услуги для заявителей
Увеличение количества пунктов приема документов на регистрацию прав собственности:
Контроль за соблюдением сроков прохождения процедур
Осуществление внутреннего контроля за соблюдением сроков прохождения процедур.
Проведение регулярной оценки работы отделений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с использованием инструмента «тайный клиент».
Обучение сотрудников
Обучение сотрудников Управления и МФЦ.
Приоритизация мер поддержки (Калужская, Свердловская области)
Определение перечня направлений инвестиционной деятельности, развитие которых является приоритетным для региона исходя из его долгосрочной стратегии развития
Выстраивание эффективного взаимодействия между органами, задействованными в установлении налоговых льгот на региональном уровне (Свердловская область)
Создание рабочих групп, состоящих из представителей задействованных региональных органов (например, министерства экономического развития, налоговых органов, МСП) для совместной разработки правовой концепции устанавливаемых налоговых льгот, согласования набора необходимых для этого документов и их формата, согласования формата отчетности от инвестора о ходе инвестиционного проекта, решения операционных вопросов.
Повышение информированности представителей бизнеса о предоставляемых возможностях (г. Москва)
Оптимизация механизма получения налоговых льгот (Калужская область)
Деятельность гарантийного фонда
Приоритизация мер поддержки. Определение перечня субъектов, которым выдаются поручительства, и условий, на которых оно выдается, исходя из приоритетов региона (например, объем инвестиций, размер компании, виды экономической деятельности, приоритетные районы) (Республика Татарстан, Приморский край, Челябинская область).
Обеспечение финансовой и административной привлекательности. Предложение максимально привлекательных для предпринимателей условий (низкая комиссия фонда, срок предоставления гарантии, снижение процентной ставки банком, срок рассмотрения заявки) исходя из приоритетов региона, капитализации, операционных издержек фонда, учета обратной связи от банков-партнеров (Приморский край).
Обеспечение контроля возвратности. Проведение многосторонней проверки заявок с целью снижения объема просроченной задолженности и достижения баланса между объемом поручительств и долей выплат по гарантиям в рамках единой процедуры (оценка экономического состояния компании-заемщика проводится в рамках проверки фондом документов, предоставленных данной компанией банку-партнеру).
Работа с банками-партнерами. Выбор банковпартнеров, удовлетворяющих определенным условиям, например:
Регулярное взаимодействие с банками-партнерами:
Повышение информированности бизнеса о предоставляемых возможностях. Активное распространение информации об условиях работы фонда и преимуществах государственных поручительств по широкому спектру каналов:
Обеспечение прозрачности, понятности и доступности программ поддержки. Обеспечение высокой мотивации персонала.
Формирование квалифицированного коллектива и построение системы мотивации для сотрудников на основе целей фонда:
Приоритизация мер поддержки
Определение приоритетов в соответствии со стратегией региона и дифференциация условий финансирования в зависимости от выбранных приоритетов:
Использование разнообразных институтов
Использование регионом разнообразных институтов, оказывающих разные формы финансовой поддержки:
Широкая представленность в регионе
Развитая инфраструктура системы микрофинансирования для обеспечения доступности поддержки:
Формирование широкой линейки финансовых продуктов
Формирование регионом необходимого и достаточного перечня финансовых продуктов с привлекательными условиями для стимулирования кредитования малого предпринимательства:
Обеспечение финансовой устойчивости микрофинансовых организаций
Обеспечение финансовой устойчивости организаций, оказывающих поддержку малому предпринимательству:
Минимизация срока рассмотрения заявки предпринимателей
Короткий срок рассмотрения заявок предпринимателей. Регламентирование сроков и процесса обработки заявок и соблюдение этих регламентов (Ульяновская область).
Работа с банками-партнерами
При осуществлении кредитования в состав кредитной комиссии банка входят представители фонда (Республика Саха (Якутия)).
Повышение информированности МСП о предоставляемых возможностях
Активное распространение информации об условиях работы финансовой организации и микрофинансировании:
Обеспечение высокой мотивации персонала
Система мотивации сотрудников, включающая следующие показатели эффективности:
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67540 выдано Роскомнадзором 31 октября 2016 года. 12+